СВИДЕТЕЛЬСТВО О РЕГИСТРАЦИИ СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ ФС77-68444
Logo

Переезд домов

МОСКВА-ИНФО - 15 / 09 / 2020
Переезд домов Переезд домов

Вы наверняка слышали о том, что в годы Великой Отечественной войны в Советском Союзе активно эвакуировали заводы, перевозя их подальше от точек, где проходили боевые действия. Но на самом деле перевозить здания начали намного раньше.

Звучит невероятно, но в 1930-е годы в Москве начался настоящий бум переезда домов. Архитекторы претворяли в жизнь масштабные проекты, которым требовалось место, но его не было. Иногда на пути нового проекта стоял какой-нибудь кирпичный дом. Большинство из таких домов уничтожили, но были и такие здания, которым повезло, — их передвинули на новое место.

Переезд домов — это не советская инновация: о перемещении архитектурных сооружений известно давно. Еще в 1455 году итальянский инженер Аристотель Фьораванти перенес колокольню церкви Санта Мария Маджоре в Болонье на расстояние более 10 метров. Церковь мешала строительству нового здания городской администрации, так что инженер заключил башню в каркас из деревянных брусьев, а затем передвинул с помощью системы канатов и блоков. Кстати, позже Фьораванти принимал участие в строительстве Успенского собора в Москве. В России первые опыты по перемещению зданий известны еще до революции. В частности, в 1897 году в связи с расширением Николаевской (ныне Октябрьской) железной дороги в Москве был передвинут двухэтажный дом, который сначала хотели снести.

Здание было совсем новым и принадлежало почетной гражданке Москвы, владелице цементного завода Евгении Ивановне Мак-Гиль. Владелица решила, что сносить новое здание ни к чему, ведь его можно передвинуть. Причем реализовать эту невероятную идею Мак-Гиль согласилась на собственные средства. Работами руководил инженер Федорович. Здание было освобождено от мебели, дверей и оконных рам, также были разобраны печи, после этого рабочие срезали дом и передвинули его, используя конную тягу. Примененный метод позже вошел в историю как «Метод передвижки Федоровича». Это здание стало первым кирпичным домом, который передвинули в Москве. Дом до сих пор стоит на своем новом месте по адресу: Каланчевская улица, дом 32/61. К сожалению, сейчас знаменитая постройка заброшена.

Настоящий бум переездов охватил столицу в 1930-е годы. Планы по перемещению зданий были такими масштабными, что в 1936 году даже была организована специальная контора — «Трест по передвижке и разборке зданий». Руководителем был назначен инженер Э.М. Гендель, вошедший в историю именно как «подвижник». Работниками нового предприятия были, в основном, метростроевцы, которые сталкивались с похожими задачами при прокладке тоннелей метрополитена. После этого в течение нескольких десятков лет в Москве были передвинуты почти 70 домов.

В 1937 году московские градостроители задумали реконструировать Краснохолмский мост. Проект был масштабным — мост планировали не просто перестроить, но и создать новые съезды. Выяснилось, что один из жилых домов, который стоял по адресу: улица Осипенко, дом 77 (сегодня улица Садовническая, дом 77, строение 1), мешает будущему строительству.

Дом имел форму буквы «Г», и одна из его частей стояла как раз в том месте, где должен был быть построен въезд на мост. Здание было «молодое», 1929 года постройки, поэтому его решили не сносить, а разделить на две части и подвинуть одну из них, развернув при этом на 19 градусов. Разделенные корпуса были позднее соединены пристройкой.

Знаменитый дом существует и сегодня, в нем до сих пор живут люди. Только теперь у пятиэтажки другой адрес — улицу Осипенко переименовали в Садовническую.

Столичные инженеры передвинули и здание МХТ имени Чехова. Перемещение было проведено в рамках реконструкции театра в 1983 году. Здание было разделено на две части: в одной осталась сцена, а во второй — зрительный зал. Сценическую коробку отодвинули, в результате чего зал был увеличен. Однако впоследствии оказалось, что при таком расположении невозможно было бы продолжать работы по реконструкции театра, так как оставшегося пространства было недостаточно, чтобы установить строительную технику. Поэтому сцена сначала переехала почти на 25 метров вперед, а потом была подвинута обратно на 12 метров. Эта работа стала последним крупным опытом по перемещению архитектурных построек в Москве. После грянула перестройка, и денег на подобные проекты уже не выделяли.